Истребитель-бомбардировщик F-35

Lockheed Martin/BAE/Northrop Grumman X-35 (прототип F-35 с Википедии)

Перевод этой статьи делал для сайта демонократия.рф год назад. Сайт уже давно не обновлялся, так что пусть здесь тоже повисит:

Этот уникальный самолет пятого поколения, как предполагалось, сможет закрепить превосходство Америки в небе, постепенно заменив F-16 и F / A-18, которые были разработаны еще в 70-80-е годы. Он должен был быть введен в эксплуатацию в 2010 г., а первые чертежи появились в 1996 г. в компании Локхид Мартин. Но проект оказался настолько амбициозным, что за 18 лет компания так и не смогла его реализовать — виной тому бесконечные задержки, перерасход бюджетных средств и технические сбои. Например, недавно истребитель в очередной раз совершил вынужденную посадку из-за пожара в двигателе на летных испытаниях — это уже тринадцатый подобный сбой с 2007 г. Поскольку F-35 многократно дорабатывался, стоимость его разработки увеличилась в 2 раза — до рекордных 400 МЛРД. ДОЛЛАРОВ! Это самая дорогая военная разработка в мире.

Ориентировочная стоимость одного самолета — 185 миллионов долларов. Его серийное производство передвинуто пока на 2015 г., так как Пентагон считает истребитель на данный момент  «сырым и неприемлемыми» для своих нужд. Многие военные эксперты вообще сомневаются, сможет ли он соответствовать заявленным характеристикам. «Не включается, не взлетает, не летит» — так прокомментировал текущее положение специалист из стратегического исследовательского центра RAND.

Что же такого передового в F-35?

Теоретически, это самый навороченный истребитель из существующих. Принцип «все в одном» позволяет одновременно проводить бомбардировку наземных целей, помогая ВМФ, ВВС и морской пехоте, и участвовать в воздушном бою. Благодаря технологии «стелс» в сочетании со сверхзвуковой скоростью, F-35 может нанести удар до того, как его обнаружит противник. Управление этого самолета с одним реактивным двигателем осуществляется одним пилотом с помощью уникального программного обеспечения и футуристического экрана внутри шлема. Изображение с нескольких камер, установленных на корпусе истребителя, передается в этот шлем, давая пилоту обзор в 360 градусов во время боя или бомбардировки. «Этот самолет стимулирует американцев идти на войну», — говорит генерал-лейтенант ВВС Фрэнк Горенц. «Мы не хотим выигрывать со счетом 51-49. Мы хотим выигрывать 99 к нулю».

Работают ли эти технологии в F-35?

Зачастую нет. Из за низкого разрешения экрана в шлеме, пилотам приходится напрягать зрение, чтобы разглядеть мелкие точки на экране, которые могут представлять угрозу. Другие неисправности были устранены за последнее десятилетие. «Это невероятно сложный самолет», — говорит полковник ВВС Род Крегер. «Его обслуживание будет непростым». Техническое обслуживание F-35 будет на 40% дороже, чем обслуживание истребителей предыдущего поколения. В Пентагоне уже подсчитали, что оно обойдется в триллион долларов за все время эксплуатации планируемых к выпуску истребителей. Но даже если все заработает правильно, F-35 имеет еще один существенный недостаток.

Фатальная ошибка проектирования в F-35

Корпус морской пехоты заказал модификацию F-35B с вертикальными взлетом и посадкой для использования на коротких ВПП десантных кораблей. Но для того, чтобы резко поднять вертикально самолет, который весит до 35 тонн, требуется около 20 тонн тяги, поэтому Локхид установил за кабиной пилота вентилятор, связанный с главным двигателем жесткой передачей (сопло двигателя F-35B поворачивается вниз на 95 градусов). Но громоздкий вентилятор сильно увеличил сопротивление самолета, так что его ускорение, эффективность потребления топлива, дальность полета уступают даже китайским самолетам прошлого поколения. Китай же в данный момент разрабатывает похожий самолет J-31 благодаря чертежам, украденным китайскими хакерами из Пентагона. В нем отсутствует злополучный вентилятор — в результате, он быстрее и маневреннее.

Каковы альтернативы F-35?

Пентагон может использовать истребители F-22, несмотря на то, что и у них существуют серьезные проблемы — пилоты теряют сознание из-за недостатка кислорода на высотах более 8000 м. Или же можно прекратить разработку F-35 и сразу перейти к проектированию истребителей шестого поколения, где большое внимание будет уделено лазерному оружию. Многие военные эксперты настаивают, что Пентагону пора отказаться от опыта войн 20 века и использовать беспилотные летательные аппараты в небе и роботов на земле. Но Пентагон и Конгресс будто зачарованы F-35.

Почему Конгресс и Пентагон «зависли» в проекте F-35

Проект F-35 стал уже слишком дорогим, чтобы от него просто так отказаться. Законодатели четко осознают, что он дает работу 130000 гражданам, число которых возрастет до 260000, когда и если начнется масштабное производство в 45 штатах. Они не готовы пожертвовать таким количеством рабочих мест. Многие из стратегических партнеров уже дали обязательства о покупке F-35, и в случае сворачивания проекта, это нанесет удар по престижу США. Но по словам аналитиков, производство 2400 истребителей в реальности ослабит авиационное преимущество США. «Мой прогноз — F-35 будет таким огромным позором», — говорит инженер и военный аналитик Пьер Спрей — «что их производство не дотянет даже до 500 единиц».

F-35 уничтожен во время боя

В 2008 г. аналитики из RAND создали программу-симулятор, в которой проверяли боеспособность F-35 в гипотетической войне с Китаем. В военной игре китайские ракеты уничтожают тайваньские ВВС и в дело вступают американские истребители, базирующиеся в Японии и на Гуаме. F-35 показали удручающие результаты. После того, как они выпускают ракеты, их становится видно на радарах и они уничтожаются китайскими истребителями. Америка проигрывает локальный конфликт и Тайвань возвращается под китайское влияние.

По материалам зарубежной прессы

date: 
22/07/2015
Поделиться в: