Морские сигналы: от флагов до Морзовской азбуки, 1906 г.

Телеграфный ключ. Фото upnight.com

Ранее мы рассмотрели зарождение морской сигнализации в статье Морские сигналы: от флага до компАсных.

В 1759 г. адмирал Эдвард  Боскауэн ввел сигналы, с помощью которых он мог точно указывать число кораблей, обязанных оставаться на ветре у эскадр. В этих сигналах находится заметка, указывающая что наибольшей точности сигналы достигают со времени управления флотом Монсона, который тогда писал, что «корабли, несомые ветром и парусами по морю, не дающему твердой опоры, не могут сохранять свой строй, как солдат в сухопутном сражении».

До этого времени сигналы были немногочисленны и их производство было сопряжено с некоторыми затруднениями, но они продолжали развиваться. Флаги и вымпелы, употреблявшиеся тогда, были главным образом одного цвета и не имели определенного значения в зависимости от места поднятия. Кое-что из этой старой системы дошло и до наших дней (прим. sic-transit: статья 1906 г.), но это относится только до нескольких флотов и вымпелов. Адмирал сэр Чарльз Ноулз объявил, что около 1777 г. он изобрел свод числовых сигналов, систем.

Кажется странным, что понадобилось столько лет для изобретения какого-либо алфавитного свода и, сделавши этот шаг, было уже нетрудно изобрести свод с вполне определенными значениями для каждого сигнала: флаг, поднятый с числовыми флагами, давали 999 групп и, вспомнив небольшое число сигналов, употреблявшихся до этого времени, придем к заключению, что это число (999) должно было быть гораздо больше числа сигналов, необходимых для сигнализации того времени, и совершенно недостаточно для теперешней. Около этого же времени сэром Хоумом Попхэмом был изобретен алфавитный свод, употреблявшийся для «телеграфирования» или разговора словами или для сигналов почему-либо не вошедших в числовой свод.

Эти два свода - числовой и буквенный - которые можно рассматривать как начальные точки наших теперешних сигналов, продолжали развиваться так, что в 1857 г. появился «Международный свод сигналов», благодаря которому появилась возможность переговариваться судам различных наций.

Оставим теперь сигнализацию флагами, вполне определенную и способную к почти бесконечному росту, и бросим взгляд на другие формы сигнализации, принятые в нашем флоте.

Семафор был изобретен в Англии около 1795 г., и адмиралтейство употребляло его для переговоров между Лондоном, Дилем с Портсмутом и Плимутом. Он состоял из 6 ставень в 2-х системах, и открыванием или закрыванием их получались 63 совершенно ясных сигнала.

В 1816 г. сэр Попхэм изобрел двухкрылый семафор, вероятно, очень похожий на теперешний. Этот инструмент показывал числа и буквы различными положениями своих 2-х крыльев.

В 1815 г. адмиралтейство прекратило сообщение с Дилем и Плимутом, но продолжало с Портсмутом до 31 декабря 1847 г. и в «Navy List» указывают три следующие семафорные станции под начальством лейтенанта: 1) Адмиралтейство 2) Chelsca 3) Putney 4) Kingston 5) Esher 6) Cobhur 7) Guildfor 8) Godalming 9) Haslemer 10) Midhurst 11) Beocon Hill 12) Compton Down 13) Portsdown Hill и 14) Портсмут.

Установлено, что падение шара в Гринвиче может быть сообщено в Портсмут и отрепетовано обратно в 45 секунд (прим. sic-transit: расстояние между точками - около 100 км по прямой), что служит хорошим доказательством пригодности этой системы, которая с появлением электрической телеграфии отошла на задний план.

Первое появление электричества в сигнализации было неудачно. Это были огни, помещенные на крыльях семафора, но это было неудобно и продолжалось недолго. Тогда стали помещать электрический свет за ставни, и была изобретена Морзовская азбука (1832 г.) - длинные и короткие вспышки. При этом были достигнуты большие дистанции и скорость, чем при предшествовавших масляных лампах и свечах.

Мы обязаны адмиралу Перси Скотту появлением вспышечной лампы и помещаемой на топ-мачте, но изобретение сделало этот способ наиболее употребительным в наше время.

За Морзовской азбукой появились гелиограф и сигнальные флажки, но последние никогда не вытесняли семафора во флоте, хотя они и употребительны в армии.

Человеческое тело с двумя руками очень хороший семафор, но плохой махальщик и, хотя обе системы практикуются во флоте, но невероятно, чтобы механический семафор с его большей видимостью и быстротой был когда-либо заменен. Морская сигнализация еще не сказала своего последнего слова - многие из ее видов еще не затронуты.

Сообщение без проводов сделало возможным сообщения на огромных дистанциях и при том легким способом. Суда разговаривают между собой на 130 миль, а тот факт, что телеграммы, посланные из Polsuh судам, проходящим Атлантический океан, читались на Мальте, делает нас равнодушным к телеграфным кабелям, легко перерезываемым в военное время. Можно сказать, что теперь беспроводной телеграф находится в зачаточном состоянии и трудно себе вообразить, до какой степени развития он дойдет в свои зрелые годы.

Я очень обязан работе м-ра Джулиана Корбетта «Боевые инструкции 1530-1816», изданной Обществом Морской Летописи, за массу данных, на которых основана эта статья и из которой приведено большинство цитат. Очень жалко, что издания Об. Мор. Летописи мало интересуют наших морских офицеров, которые нашли бы там много полезных и интересных сведений относительно прошлого нашего славного флота.

Гардемарин К., перевод с английского. Науч.-лит. журн. Мор. кадетского корпуса «Компас», 1906 г.

Поделиться в: