Морские сигналы: от флага до компАсных, 1906 г. Окончание

Развитие морских сигналов

Флот был разделен на красные, синие и белые эскадры, так что эскадра под начальством адмирала носила красные флаги и красные вымпелы под клотиком грот-бром-стеньги; эскадра вице-адмирала - синие флаги и вымпелы на фок-мачте и эскадра контр-адмирала - белые флаги и вымпелы на бизань-мачте.

Ален Корбет в заметке в своей работе «Боевые инструкции 1530-1816 года», том XXIX, издание Общества морской летописи, указывает на это, как на первый случай употребления красных, синих и белых флагов в виде отличия различных эскадр. За исключением синего флага, который в 1665 г. был заменен белым, употребление этих флагов продолжается до их окончательного уничтожения в 1764 г., хотя и после в двух военных случаях все корабли несли эти же флаги. Первый случай был определен инструкциями лорда Гоу в 1882 г.: «В бою все корабли флота несут красные флаги», а второй - лордом Джервисом, главным участником битвы при Ниле, который приказал Нельсону сражаться под белым флагом.

В инструкциях 1625 г. было приказано адмиралам и командирам два раза в день - утром и вечером - обращаться к командующему адмиралу за приказаниями. Довольно интересно то, что переговорная труба, употреблявшаяся в то время и принужденная прекратить свое существование в продолжении последней половины 19 столетия, ожила в более действенной форме  - мегафона, который собственно та же, но только усовершенствованная, переговорная труба. Этот инструмент быстро приобрел себе популярность и теперь в большом употреблении на судах, в таких местах, как Ливерпульские доки и т. д.

Искусство громко командовать, с тех пор как исчез парусный флот, почти погибло во флоте за ненадобностью. Традиционный рев старых морских волков почти неизвестен теперешнему поколению молодых офицеров.

Сигналы 1617 г., извещающие о появлении неприятельских судов, были приняты и в 1627 г., но пушечные ночные сигналы были изменены и извещали, что судно находится в погоне. Также были отменены сигналы о совете. Оружие Англии (?), помещенное на бизань-вантах, был сигналом военного совета, а флаг св. Георгия там же обозначал обыкновенный совет. В 1650 г. был сделан шаг вперед, а именно: каждое судно получило особый отличительный сигнал (вроде позывных).

Сигналом сбора было два выстрела и поднятие красного флага на фок-мачте. Сигналом бедствия адмирала, в случае обременения многочисленными врагами, был вымпел под клотиком фок-мачты. Вице и контр-адмиралы подымали вымпел под клотиком грот-мачты. Все корабли должны были немедленно прийти на помощь и оказать поддержку.

В других бедствиях, как например, потеря мачты, подводная течь и вообще, когда судно тонет, сигналом служит выстрел. Были также сигналы для брандеров и для постановки на якорь (неуказанные в боевых инструкциях). В бою, при наступлении ночи, отбоем служили два выстрела - быстро, один за другим.

В 1653 г. морская тактика начала сильно развиваться и сообразно с этим стала расти потребность в большом количестве сигналов. В каждой эскадре два фрегата были обращены в разведчики, по сигналу адмирала они должны были настолько приблизиться к неприятелю, чтобы могли узнать, что он из себя представляет. Сигналы бедствия и сборов остались те же, но если судно во время боя желало отбуксироваться за линию огня, оно поднимало вымпел на бегин-рее или флагштоке.

Сигналом вступления на кильватер адмиралу, т. е. построения в одну линию впереди или сзади адмирала, служил синий флаг, поднимаемый на бегин-рее или бизань-мачте. Если, однако, адмирал был на ветре у своей эскадры, он делал тот же сигнал и спускался к эскадре, которая сохраняла свое положение.

Если адмирал желал, чтобы какое-нибудь судно вышло на ветер неприятелю, он поднимал красный флаг на своих фок-вантах или грот-штоке, и судно, первое заметившее сигнал, должно было поднимать и спускать свой парус или флаг для того, чтобы остальные корабли могли понять сигнал и исполнить его.

Мне кажется, что это первый случай ответа на сигнал (не непосредственно исполнением приказа) флагом и что это первый случай «репетичного» корабля. Хотя настоящие сигналы не репетировались, но поднимание и опускание паруса или флага понималось так же, как и настоящий адмиральский сигнал. В 1666 г. для флагманских судов был дан определенный приказ - репетировать сигналы общей погони.

В 1673 г. или немного позднее немногочисленность сигнальных флагов начала ощущаться, и в приказах того времени указывалось на невыгоду таких сигналов, часто не видимых и не понимаемых, и было приказано: «Для устранения этого лицо, назначенное командовать резервом и обязанное сигналами давать знать командующему адмиралу в каком положении находятся различные части флота - избирает пребывание на том судне, которое наилучшим образом может быть видимо, и сигналы на котором, отвечающие адмиралу, могли бы быть видимы остальным флотом». Приказание адмирала - построиться сзади или впереди флагманского судна - отдается поднятием красного флага на бизань-вантах или на бегин рее.

Белый флаг на адмиральской бегин-рее или под клотиком извещает, что все малые фрегаты в эскадре должны подойти к корме флагманского судна для получения приказаний.

В 1665 г. построение линии фронта производилось при поднятии штандарта на адмиральском кормовом флагштоке. построение линии кильватера на правом галсе позади адмирала производилось при поднятии гюйса на грот-брам стеньге; на левом галсе - когда в гюйс помещался Wef(?). Если под флагом на грот-мачте висел вымпел, то все суда 5-го и 6-го рангов выстраивались лагом к адмиралу, который уходил от неприятеля.

В 1665 г. герцог Йоркский продолжал пользоваться существующими сигналами, прибавив к ним еще некоторые другие, сделавшие сигнализацию более аккуратной. Этот год замечателен также появлением цветных флагов. В 1596 г. полосатые флаги употреблялись в виде адмиральских флагов. Было составлено несколько флагов из красных, синих и белых, или зеленых и белых полос. Впоследствии мы читаем, что красно-белый сигнальный флаг указывал, согласно своему положению, что суда собственно адмиральской и белой, или синей эскадр находятся в погоне.

В заметках об этих правилах появляется новый вид сигнализации: «Так как выстрелы (сигнальные) в сражении трудно отличить от выстрелов неприятеля и своих, летучие ракеты будут более подходящими сигналами».

В 1691 г. в Боевых Инструкция адмирала Русселя сигналы к каждому значению получили еще и номер, но все-таки способ производства был затруднителен и несколько не определен, хотя и был сделан некоторый спех в обозначении различных эскадр или дивизий эскадр посредством поднимания флага эскадры в различных положениях для различных значений.

Неизвестен год, в котором впервые появился сигнальщик. В инструкциях адмирала Вернона 1740 г. говорится: «И во время сражения каждое судно назначает подходящего человека, который следил бы за адмиралом и его сигналами». Инструкции адмирала Русселя являются более полными, нежели инструкции его предшественников, так как в них имеется кроме полного, точно объясненного, собрания дневных и ночных сигналов, еще указания относительно плавания в тумане.

В инструкциях сэра Джорджа Рукса 1705 года находятся приказания относительно правильной системы репетирования сигналов флотом, находящимся в боевом порядке. Сигналы адмирала некоторым эскадрам или специальным дивизиям репетируются всеми флагманскими кораблями, находящимися между адмиралом или дивизиями, до которых сигнал относится.

Первая попытка составить правильную сигнальную книгу была сделана в 1715 г. Лонатаном Гринвуксом и была посвящена адмиралу Русселю, давшему так много обработанных сигналов. Это было частное предприятие, а составление первой официальной сигнальной книги приписывается лорду Гоу. Это было между 1782 и 1790 годами.

По числу оставшихся рукописей можно заключить, что было в обычае, чтобы каждый офицер лично сделал копию каждой сигнальной книги, но этот обычай продолжался только до второй половины 19 столетия.

Первые компасные сигналы были введены в 1747 году, что было большим прогрессом. В 1759 г. адмирал Эдвард  Боскауэн ввел сигналы, с помощью которых он мог точно указывать число кораблей, обязанных оставаться на ветре у эскадр.

Науч.-лит. журн. Мор. кадетского корпуса «Компас», 1906 г.

Поделиться в: