Производство каменной кладки во время морозов

Вестник архитектуры, домовладения и санитарного зодчества

Известно, что растворы из портландского цемента при достижении ими известной крепости в общем довольно хорошо противостоят действию морозов, но процессы завязывания и затвердевания этих растворов замедляются при морозе или, вернее, холод приостанавливает их затвердевание до тех пор, пока температура не повысится выше 0. Поэтому при производстве каменных работ при продолжительных работах и невозможности приостановить их на некоторое время, приходится прибегать к средствам и способам, искусственно ускоряющим процесс затвердевания растворов.

Один из таких способов заключается, по сообщению «Thon Industrie Zeitung», в употреблении для раствора теплой воды, в которой растворяется кальцинированная сода (безводная угленатровая соль). Французская восточная железная дорога с успехом применила это средство во время постройки линии Тулон-Нанси и именно при укреплении откосов подпорными стенами. Ввиду особых качеств грунта можно было опасаться, в случае отложения работ до весны будущего года, значительных обвалов и оплыва откосов выемок. С другой стороны, наступление мороза, послужившее к уплотнению грунта, дозволяло устраивать во время работы настоль солидные крепы и распоры, что привело к значительным сбережениям материала для распор.

По сообщению главного инженера дороги М. Дескубеса, на 12 кг воды, употреблявшейся для раствора, добавлялось по 1 кг соды — последнего количества было достаточно для производства работ при 10-15 градусах ниже нуля. При больших морозах приходилось значительно увеличивать крепость раствора названной соли, при меньших же — ограничивались прибавлением 1 кг соды на 15 кг воды. По словам Дескубеса, им в период с 1890 по 1895 год употреблено при работах на дороге во время морозов до 27 тысяч кг соды и, хотя стоимость ее довольно высока, но перед расходом этим не было оснований останавливаться, так как производство работ во время холодов дало дороге значительные сбережения в смысле устранения несчастных случаев и обвалов и выигрыша во времени.

Далее Дескубес замечает, что с употреблением соды при каменной кладке жилых построек следует быть вообще осторожным. Несмотря на благоприятные результаты, достигнутые в Нанси, было признано все же целесообразным отложить окончание постройки вокзала в Мароне, незаконченной к зиме 1894-95 г., до весны 1895 г. из опасения за недостаточную просушку стен при зимней работе на растворе с кальцинированной содой. Вообще Дебескус советует прибегать к этому средству лишь в случае действительной необходимости работы в зимнее время при возможности достичь такой работой значительных и бесспорных денежных выгод.

По материалам: «Строитель. Вестник архитектуры, домовладения и сан. зодчества», 1902 год

Поделиться в: